exegetes: (сурок)
[personal profile] exegetes
Гуревич А.Я. "Индивид и социум на средневековом западе" Книга, из которой я раньше читала какие-то части, а сейчас созрела прочесть с чувством и с толком.
Очень хорошее, на удивление еще современное исследование. Прекрасный, ясный язык, что сильно упрощает понимание довольно насыщенного, плотного текста. Вначале автор много пишет о восприятии личности у скандинавов и приводит многочисленные примеры из исландских саг - эта часть может быть интересна рунологам и вообще всем, кто саги прочел (или читает). Сделан акцент на различиях в отношении человека к языческим богам и постепенные изменения в связи с христианизацией; достаточно подробно о скальдах и скандинавской поэзии. Очень любопытное про роль сословной принадлежности в сознании человека, про роль исповеди в формировании самосознания (и, как ни странно прозвучит, параллельное становление института инквизиции), про исповедь как литературный жанр, про демонстративность и обилие условностей в поведении рыцарей. Про ведьм и ереси очень мало, но взвешенно и без обычных в таких темах дурных истерик и идеализаций.
Все остальное тоже очень хорошо. Единственное, я невнимательно читала про персоналии (кроме Аврелия Августина) - мне это не особо интересно.
Основные работы Гуревича написаны в глубоко советское время, но этого совершенно не чувствуется, разве что Маркс с Энгельсом обозначены в библиографии на почетных местах.
Автор, очень понравился, помимо прочего, аккуратным, бережным отношением к материалу и тем что не судит средневековых людей с позиции сегодняшнего дня и исходя из современных ценностей (что большая сейчас редкость); кажется, даже сочувствует тем людям о которых пишет и искренне стремится узнать как они жили и как понимали мир.
В целом - все в превосходной степени, качественная классическая работа по Средним векам. Всем интересующимся этим периодом истории Европы, а также традиционалистам и сочувствующим - надо :)

Григулевич И.Р. "Инквизиция" Ну, эта книга полная противоположность предыдущей. Автор мыслит советскими штампами, обильно (и далеко не всегда к месту) цитирует Маркса, Энгельса и Владимира Ильича (цитаты последнего, обличающие кровавую сучность инквизиции, в свете его революционных деяний, выглядят цинично) и объясняет феномен как и все иные ужасы феодального/буржуазного мира - классовой борьбой. А чем же еще, действительно.
Допускаю, что раньше, когда не было никаких работ по теме (1976 года книжка), это можно было читать, выбирая крупицы смысла из льющейся потоком марксистко-ленинской агитации, то сегодня аж прям нехорошо делается. Язык автора настолько пафосный, что понадобится много терпения и чувство юмора.
Процитирую для колорита:
"Научно объяснить существование ересей и преследовавшую их инквизицию можно только исходя из марксистского понимания истории. Ключ к объяснению этих явлений следует искать в классовой борьбе, раздиравшей феодальное общество..."
"Возрождение сорвало покров тайны, окутывавший деятельность католической инквизиции на протяжении многих столетий. Гуманисты и протестанты ополчились против деяний «священного» судилища" (и это при том, что Григулевич несколькими страницами ранее отмечал старания протестантов в деле уничтожения ведьм)
"К тому же церковники саморазоблачались, рекламируя такие кровожадные произведения, как «Молот ведьм» инквизиторов Я. Шпренгера и Г. Инститориса."
"Убедившись, что террором не сломить сильную к тому времени церковь, императорская власть меняет тактику и приходит к соглашению с церковной верхушкой."
И все в таком вот духе и таким языком. Прелесть до чего хорош. Советская пропагандистская машина будет непрерывно иметь ваш мозг, пока вы будете это читать. :)
Тем не менее, работа знаменитая и на нее многие ссылаются. Ну, и поклонники черно-белого изображения действительности тоже, возможно, порадуются. Если осилят язык.

Лукашина А. "Психологические основания охоты на ведьм в эпоху раннего Возрождения" Впечатления двойственные. С одной стороны добротная аккуратная статья: хоть и суховато, но все по делу, автора нигде не заносит (в смысле не заносит в обычные для этой темы стороны - во фрейдизм, в марксизм или к антиклерикалам) и она оговаривается что никакой фактор в возникновении феномена охоты на ведьм абсолютизировать нельзя. И говорит очень много в целом правильных вещей. С другой стороны впечатление незаконченности статьи и слабости доводов. Например, Лукашина пишет, что боялись за детей и при этом ни слова о высокой детской смертности в тот период. И вообще о высокой смертности, о страхе голода/эпидемий и ощущении близости смерти - ничего вообще. Притом что статья очевидно рассчитана на широкий круг читателей.
Вполне справедливо говорит о том, что психологические основания для охоты были более характерны для низших слоев общества и для сельских жителей. При этом ни слова о языческих элементах в сознании и верованиях именно этой части населения. Именно у сельских жителей христианское было плотно перемешано с вполне языческими суевериями и языческими ценностями. Очень странное умолчание.
Наконец, ничего не написано про спорынью и эту галлюциногенную версию. Пусть версия негодная, но хоть упомянуть надо было. Вобщем, я несколько разочарована, ибо ничего нового не узнала. Написаны очевидные вещи, обильно цитируется "Молот ведьм", Д.Б.Рассел. Плохого ничего нет, но и интересного тоже.Как будто автору не сильно интересна тема а кандидатскую писать надо

Date: 2011-04-08 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] raduga-astro.livejournal.com
Юля, спасибо! По последнему источнику: где статья опубликована?

Date: 2011-04-08 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] exegetes.livejournal.com
пожалуйста)
статья Лукашиной из инета, так что про источник затрудняюсь ответить - может быть я этого не сохранила, а может там не было указано.

Date: 2011-04-08 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] raduga-astro.livejournal.com
Ага, значит, в сети есть, а то я с ходу не нашла.

Юля, добавлю еще к библиографии? Есть очень хорошая книга В.Шкуратова "Историческая психология", там анализируется как менялась психика людей а рамках исторического развития. Для интересующихся будет познавательно.

Date: 2011-04-08 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] exegetes.livejournal.com
ага, спасибо. посмотрю

Date: 2011-04-12 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] karlusa.livejournal.com
Григулевич, к сожалению, не был историком. Он разведчик (книгу по инквизиции написал в силу очень обширных знаний по Испании и латиноамериканским странам). А разведчику необходимо глубоко внутри иметь незыблемую основу - в данном случае марксизм. Штампы эпохи, опять-таки.

July 2014

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314151617 1819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 06:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios